Владислав Иностранцев: «Войны за «святые места» во все времена были самыми глупыми конфликтами в истории населения земли» — x-ses.ru

Владислав Иностранцев

ВСЕ ФОТО

 

 
 

 

 
 

 

 
 

«Потому что одной из более будоражащих на данный момент моих друзей и подписчиков тем сделалось возвращение статуса мечети храму Св. Софии, который с 1935 года был музеем, я тоже дозволю для себя высказаться на данную тему, отметив три момента, которые кажутся мне требующими внимания», — пишет экономист на собственной страничке в Facebook.

«1-ое. История богата на самые различные действия, и святые для одних народов и конфессий места, в том числе и храмы, использовались по тому же предназначению представителями остальных конфессий сотки раз. До этого чем потерять Св. Софию в статусе христианской церкви в 1453 году, сами христиане удачно приспособили под свои службы массу чужих храмов — здесь можно вспомянуть и «Храм всех богов» Адриана, наиболее узнаваемый под заглавием Пантеон, превращенный в христианскую церковь Бонифацием IV в 609 году; и мечети Баб-эль-Мадрум и Эль-Даббаджин в Толедо, до сего времени использующиеся как христианские храмы, в которые они перевоплотился опосля Реконкисты, и почти все остальные подобные случаи. Потому сам факт того, что Св. София оказалась главной мечетью столицы Османской империи, не является кое-чем нестандартным. Удивляться стоит быстрее тому, что она на время не стала ей быть в 1935 году.

2-ое. Принятие решения о возобновлении служб в Св. Софии является прерогативой турецкого правительства и внутренним делом Турции. В Рф, где эту новость восприняли небезразлично, в крайние годы власти передали Российской православной церкви сотки бывших церквей, которые длительное время не использовались для богослужений, а часть из которых, как и Св. София, была музеями — потому осуждать турецкие власти ровно за такое же решение как минимум удивительно. Еще наиболее удивительно опровергать за ни­ми их суверенное право принять такое решение на фоне активного «восстановления» Россией собственного суверенитета и отбрасывания различного рода условностей на этом пути.

Статус объекта глобального наследства ЮНЕСКО, которым владеет храм, просит сохранения его в постоянном виде — и единственное, чего же следовало бы не допустить так это нарушения целостности тех христианских мозаик, каковые для большинства мусульман удивительно созидать в работающей мечети. Если данной для нас дилемме будет найдено решение, можно будет лишь порадоваться.

Третье. Сейчас раздается огромное количество голосов, в том числе и в западных странах, которые осуждают Турцию чуток ли не за «возврат к исламизму». Тут охото напомнить два происшествия. С одной стороны, Турция является светским государством, не препятствующим религиозной свободе. В одном Стамбуле сейчас действуют 75 греческих и 48 армянских правосла­вных церквей, не подвергающи­хся никаким гонениям (при том, что толика христиан в популяции Турции не превосходит 0,5%).

Да, исламский элемент в турецкой политике на данный момент весьма приметен, как приметны и диктаторские замашки главы страны. С иной стороны, возникает вопросец о том, почему поворот Турции назад от демократического страны к авторитариз­му и подъем ислама стали реальностью? Это вышло почти во всем поэтому, что Запад десятилетиями игнорировал желания значимой части турецкого народа стать частью объединённой Европы — плохие переговоры о вступлении страны в Европейский Альянс отлично документированы и отлично известны. Отталкивать соседа долгие годы и удивляться, что он не играет по вашим правилам — достаточно странноватая поза.

Завершая, я желаю сказать, что не пробую встать на сторону Эрдогана и выразить экстаз по поводу принятого турецкими властями решения. Но я убежден, что на данный момент самым глупым и небезопасным является нагнетание истерии по этому поводу. Войны за «святые места» во все времена были самыми глупыми конфликтами в истории населения земли — и очередные споры вокруг их наименее всего достойны современного мира».

читать оригинал

Источник: newsru.com

Добавить комментарий