Китайский ящик Пандоры, который может стоить Африке экономической независимости | статьи на x-ses

Опосля того, как в декабре 2019 года возникли 1-ые сообщения о вспышке эпидемии коронавирусной инфекции в китайской провинции Хубэй, Африка, обитатели которой потом также начали болеть и сели на карантин, стала быстро падать на дно долговой ямы. Общая задолженность материка оценивается в 365 миллиардов баксов США. Третья часть от данной нам суммы африканцы должны Китаю, одному из главных кредиторов государств материка.

Нужно дать подабающее Пекину, который, как и все мировое общество, ведет себя сдержанно по отношению к африканским странам, долговые обязательства которых стали еще тяжелее в связи с разразившейся пандемией COVID-19 и экономическим кризисом. 15 апреля представители денежного сектора государств «Большенный двадцатки» условились остановить платежи по кредиту для беднейших государств мира. Китай сказал, что, будучи участником сделки G20, согласен на отсрочку неотклонимых взносов африканских государств до конца текущего года с вероятным продлением на последующий год.

Почему Африка погрязла в долгах и на что растрачивает приобретенные от китайцев валютные средства?

Крепкая дружба против Запада

История африкано-китайских связей уходит корнями в 1955 год. Конкретно тогда в индонезийском городке Бандунг в первый раз повстречались 29 государств Африки и Азии. Роль в конференции приняли Китай, который в 1949 году стал коммунистическим, также Ливия, Эфиопия, Либерия, Судан, Сомали и Гана. Невзирая на культурные, национальные и религиозные различия, стран-участниц соединяло воединыжды одно: любая из их в свое время была на сто процентов либо отчасти колонизирована какой-нибудь западной державой.

По окончании встречи были декларированы два главных принципа. Во-1-х, в базе взаимодействия африканских и азиатских государств лежит противоборство двум политическим лагерям — западному и русскому. Во-2-х, сотрудничество меж государствами обязано осуществляться на взаимовыгодных критериях.

Конкретно конференция в Бандунге заложила базы предстоящего сотрудничества меж Китаем и Черным материком.

Благодаря деколонизации франкоговорящих государств Африки, которая произошла в 60-е годы, на политической карте мира возникло около 20 новейших суверенных стран. Китай признал независимость юных африканских наций и поторопился оказать им экономическую поддержку. Одним из первых проектов, где Пекин выступил в качестве инвестора, сделалось стройку в 1965 году стальной дороги, соединяющей Замбию и Танзанию.

Но эти жесты хорошей воли не были бескорыстными. В то время Китай очень нуждался в союзниках.

В 1949 году мир вызнал о том, что есть две страны, любая из которых претендует на то, чтоб называться Китаем. С 1912 по 1949 год континентальную часть страны контролировала Китайская Республика, под управлением которой сейчас находится только полуостров Тайвань и которая на нынешний денек имеет ограниченное дипломатичное признание. В 1949 году материковый Китай стал Китайской Народной Республикой (КНР) со столицей в Пекине — страны, которое существует и по сей денек. В реальном конкретно КНР представляет Китай на интернациональной арене, тогда как Тайвань всячески этому противится.

В 1971 году на заседании Генеральной ассамблеи ООН состоялось голосование, участникам которого было предложено ответить на вопросец, какая из 2-ух государств — Китайская Республика либо Китайская Народная Республика — обязана представлять Китай в Организации Объединенных Наций. Невзирая на усилия США, наиблежайшего союзника Тайваня, Пекин все таки занял пространство Тайбэя, в основном благодаря 26 голосам юных африканских стран.

Но на данной нам цифре КНР решила не останавливаться. В период с 1971 по 2018 год количество государств, которые юридически признали в качестве субъекта интернационального права Пекин, а не Тайбэй, подросло до 53. В 2018 году Буркина-Фасо под дипломатичным и денежным давлением китайских властей крайней признала КНР. Единственным африканским государством, которое как и раньше поддерживает дипломатичные дела с Тайванем, остается Эсватини. 

Спустя 60 лет опосля конференции в Бандунге риторика китайских властей фактически не поменялась.

«Обычно Китай и Африка сформировывают неразделимое общество с общим назначением. Наше общее прошедшее и общая борьба содействовали тому, что нам удалось выстроить крепкую дружбу», — заявил глава КНР Си Цзиньпин во время собственного выступления на одном из форумов сотрудничества Китай — Африка, который Пекин размеренно проводит каждые три года с начала 2000-х.

Но эти дела, вначале обозначенные как братский диалог, основанный на противоборстве бывшим колонизаторам, эволюционировали в новейший формат, где о равенстве речи уже не идет.

Финансовая экспансия Китая в Африке

По данным Интернационального денежного фонда за 2018 год, Китай занимает 2-ое пространство в перечне стран по номинальному значению ВВП, что делает страну одной из ведущих экономических держав в мире. Это, в свою очередь, можно проследить по росту размера торгового оборота меж Китаем и Африкой, который к 2015 году составил наиболее 200 миллиардов баксов. Для Пекина это всего только 4% от общего размера наружной торговли, в то время как для Африки 15%, что делает Китай одним из главных экономических партнеров материка.

Размер торговли меж Китаем и Африкой неприклонно вырастает в протяжении крайних 16 лет. В 2018 году наикрупнейшими поставщиками собственной продукции в Китай стали Ангола, Южная Африка и Республика Конго. Что касается потребителей китайских продуктов, то фаворитные позиции занимают ЮАР, Нигерия и Египет.

Отдельное внимание стоит уделить инвестированию. В период с 2005 по 2020 год общий размер китайских вложений в африканские проекты составил 370,03 миллиардов баксов США. Большая часть инвестиций Пекина (около 11,08%) сосредоточена в Нигерии, которая является одним из огромнейших вкладывательных партнеров Китая на материке. Китайская сторона оказывает африканской стране финансовую поддержку для развития проектов в области транспорта, энергоресурсов, строительства недвижимости, технологий и сельского хозяйства. В крайние годы Нигерия получила от Китая относительно огромные средства на стройку стальных дорог. Пекин поддерживает два больших жд проекта: транспортную линию, соединяющую Лагос и Кано, и прибрежную жд магистраль от Лагоса до Калабар. Стройку крайней разъясняется особенным энтузиазмом китайских властей к прибрежной части Нигерии. Регион известен своими месторождениями нефти, а энтузиазм к природным ресурсам Африки в Пекине не скрывают.

Кредитный капкан Пекина грозит территориальной целостности государств Африки

Но у, чудилось бы, прибыльных для всех критерий торговли и инвестирования есть оборотная сторона: в ряде африканских государств финансовая зависимость от Поднебесной наиболее чем реальна. Но бояться им стоит не тесноватых торговых связей меж Китаем и Африкой, а той щедрости, с которой Пекин раздает кредиты своим африканским партнерам.

В период с 2005 по 2017 год китайские власти одолжили африканским странам около 137 миллиардов баксов США с целью финансирования строительства разных объектов инфраструктуры. В 2015 году Эфиопия получила около 575 млн баксов США для строительства электричек. В 2017 году Кения выстроила новейшую металлическую дорогу, соединяющую столицу Найроби с большим морским портом Момбаса. Общая стоимость проекта, инвестором которого выступила китайская сторона, составила 3,7 миллиардов баксов США. Эти примеры, которых с каждым годом становится больше и больше, демонстрируют, что Китай является главным кредитором африканских государств.

Основная неувязка этого нюанса китайского преобладания в Африке состоит в том, что размер долгов продолжает расти. В 2014 году долг Зимбабве перед Китаем составлял 42% от ВВП, а в 2017 году — 82%. За аналогичный период долг Мозамбика вырос в два раза — с 52% до 102% от ВВП. По данным Глобального банка за 2017 год, в 27 африканских государствах уровень долга перед Китаем достигнул таковой отметки, при которой должники, возможно, уже не сумеют выполнить свои обязательства. Беря во внимание уровень экономического развития государств Африки, таковой вариант развития действия полностью вероятен.

Разумеется, что если Китай дает кредит, то одолженная сумма обязана будет выплачена с процентами. Африка, в свою очередь, получает средства на стройку объектов публичной инфраструктуры, что провоцирует экономический рост. Также сотрудничество с китайскими компаниями может казаться комфортным поэтому, что крайние предоставляют развитие в формате «все включено»: вкупе с валютными средствами Китай посылает собственного застройщика, техно экспертизу и время от времени даже рабочую силу.

Если возвратиться к теме платежеспособности африканских государств, возникает один вопросец: почему Китай идет на такие опасности, когда, к примеру, европейские страны отрешаются?

Дело в том, что задолженность перед Китаем можно погасить не только лишь средствами. С целью защиты инвестиций время от времени в контракт врубается так именуемый пункт о сохранности. Это положение предугадывает бартер в случае невыплаты кредита заемщиком. Вред можно компенсировать сырьем либо построенной на китайские средства инфраструктурой.

В отношении африканских государств этот особенный пункт до нынешнего денька не применялся. Но практика реквизиции построенного на китайские средства имущества у Пекина уже отработана. В 2015 году Китай предоставил Шри-Ланке кредит в размере, превосходящем несколько млрд баксов США, для строительства огромного порта на юге острова. Не считая как затонуть на сто процентов в долгах, заемщик больше ничего не сумел создать. В качестве кандидатуры метода погашения кредита Пекин предложил властям Шри-Ланки дать порт под контроль китайских властей на 99 лет. В итоге кредитор не только лишь ничего не растерял, да и обеспечил для себя суверенитет на местности, через которую проходит один из самых нужных морских путей в мире.

Подобные рейды отлично вписываются в теорию новейшей паневразийской транспортной системы, интенсивно продвигаемой Китаем в сотрудничестве с Россией, Казахстаном и иными странами, — Новейшего шелкового пути. Принципиальный проект подразумевает создание жд и аква сообщения для перемещения грузов и пассажиров из Китая в Европу. Жд маршрут включает Транссибирскую магистраль, которая проходит через всю Россию, и Евразийский сухой мост, проходящий через Казахстан. Морской путь начинается в Шанхае, потом следует в сторону Индонезии, откуда через Шри-Ланку и Бангладеш направляется в сторону Темного материка. Африканская часть караванной дороги XXI века проходит через кенийский порт Момбаса, потом Джибути и дальше следует в направлении Европы через Египет. Недостающая инфраструктура на местах, которые в предстоящем будут составляющими данной нам новейшей транспортной системы, строится средством предоставления займов.

На вопросец, для чего Китаю логистическая сеть, дал ответ русский африканист и спец по Южной Африке Александр Сергеевич Зданевич:

«Китаю нужна логистика, чтоб вывозить африканские ресурсы. Страна от их зависит, при этом весьма серьезно. Для китайцев Африка представляет Эльдорадо, которое они будут опустошать до дна. Возникает вопросец, что будет далее. Видимо, будут некоторые африканские элиты, которые сожмутся до весьма незначимого процента по отношению к общему популяции. Они и получат определенную часть благ. А все другие останутся у разбитого корыта. Если правительства африканских государств не опамятуются, это все может грустно окончиться».

Таковым образом, конкретно значимые денежные способности, полное отсутствие ужаса, что долги никогда не будут выплачены (еще как будут), также полная беспринципность в отношении политической принадлежности управления той либо другой африканской страны разрешают Китаю так щедро раздавать кредиты и реализовывать свои геополитические амбиции. Беря во внимание сегодняшнее финансовое положение и в принципе непонятную состоятельность африканских государств делать свои денежные обязательства, Темный материк рискует повторить судьбу шри-ланкийского порта Коломбо.

От Института Конфуция до военной базы — один шаг

Чтобы совершенно не демонизировать образ китайских кредиторов, необходимо отметить, что покорить сердечко африканцев Китай пробует не только лишь вещественной помощью, да и мягенькой силой. За крайние годы количество Институтов Конфуция, сети интернациональных культурно-образовательных центров по распространению китайского языка за пределами Китая, возросло до 54, что достаточно существенно. Более ярко распространение китайской культуры приметно в Кении. В 2005 году был открыт 1-ый Институт Конфуция. Потом в столице Кении Найроби возник филиал китайского телевидения. А с 2020 года кенийские школьники начиная с 10 лет будут учить китайский язык в качестве зарубежного.

На вариант, если любовь африканцев не получится захватить колоссальными инвестициями и бесплатными уроками китайского, Пекин, возможно, разглядывает вариант силового способа давления на континент. В 2017 году в Джибути была построена 1-ая китайская военная база за рубежом. Почему конкретно там? Амбиции Поднебесной вырастают денек ото денька. Сейчас Китай желает держать под контролем не только лишь Темный материк. В Джибути уже есть южноамериканская, французская и итальянская военные базы. Может быть, китайцы дают осознать Западу, которому они объявили идейную войну еще в 1955 году на конференции в Бандунге, что они поближе, чем кажутся, и что из Африки так просто не уйдут. Как минимум в этом нюансе политика Пекина на материке указывает, что Китай ничем не различается от остальных глобальных держав, оставивших кровавый след в истории Африки.

Создатель:
Лена Азарова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий